О пользе музыки для детского развития есть множество исследований*. Музыка улучшает социальную адаптацию и развивает интеллектуальные способности, в том числе способности к обучению и к языкам. Пианино — обязательный инструмент для начинающего музыканта, отлично развивающий ко всему прочему мелкую моторику.
Исследователи Гейдельбергского университета (Германия) протестировали 37 профессиональных музыкантов, любителей музыки и немузыкантов. Результат был вполне отчетливый: в мозгу музыкантов число активных нервных клеток оказалось вдвое больше, чем у людей, не занимающихся музыкой. Исследователи, однако, не уверены, связан ли этот феномен с особенностями деятельности музыкантов, их окружения или обусловлен генетически.
Дети, занимающиеся музыкой, легче осваивают иностранные языки. В университете Фрибурга (Швейцария) изучали 1200 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Выяснилось, что дети, имеющие в школе больше занятий музыкой, делали лучшие успехи в изучении языков. Исследователи также утверждали, что эти дети демонстрировали более активные социальные отношения.
В Берлинской начальной школе в течение шести лет были проведены исследования, в которых изучалось интеллектуальное развитие детей. Сравнивались показатели у детей, посещавших музыкальные занятия и обычную школу. Большинство детей в этом исследовании были из рабочих семей. Все дети, посещавшие музыкальные занятия, на протяжении шести лет были обязаны изучать игру на каком-либо музыкальном инструменте.
Исследование показало следующее:
— После четырех лет учебы школьные успехи учеников музыкальных классов были заметно выше по сравнению с остальными школьниками. Многие из учеников музыкальных классов продолжили обучение музыкой.
— Ученики музыкальных классов показали лучшие результаты при решении логических и математических задач.
— Они с большей легкостью усваивали знания по всем другим предметам.
— Социальные отношения детей из музыкальных классов были намного более позитивными, чем в обычных классах, несмотря на наличие социальных проблем в школах и семьях берлинского района Веддинг.
В итоге можно сказать:
— Все дети обладают определенными музыкальными способностями.
— Начинать музыкальные занятия с детьми следует как можно раньше.
— Ранние занятия музыкой оказывают позитивное воздействие на развитие интеллекта.Существует отчетливая взаимосвязь между обучением игре на музыкальных инструментах и развитием способности к усвоению знаний.
«Регулярные занятия музыкой и публичное музицирование способствует развитию личности и таким ее качествам, как выдержка, доброжелательность, собранность, умение выразить свои мысли, чувство собственного достоинства и критическое отношение к собственному исполнению», — утверждает исследователь Ханс Гюнтер Бастиан.
Проведенное в США исследование показало, что музыкальные занятия даже у детей дошкольного возраста улучшают способность ориентироваться в пространстве и времени. Было доказано, что игра на музыкальных инструментах, в особенности на клавишных, существенно улучшает координацию движений.
В Лос-Анджелесе исследовали 7- и 8-летних детей. В одной из групп ежедневно давались занятия по групповой игре на клавишных инструментах. В другой группе велось обычное преподавание.
Были получены такие результаты:
— В группе, где дети играли на музыкальных инструментах, ученики освоили действие с дробями – тема, которую изучают обычно в 12-летнем возрасте.
— У этих детей усвоение математики оказалось на 25% выше.
Из этих и других исследований можно уверенно сделать следующие выводы. Занятия музыкой активно развивают интеллектуальные способности детей. Те, кто обучался игре на инструменте, делают большие успехи и в остальных школьных дисциплинах. Возможно, что такие дети легче адаптируются социально.
Потому желательно предоставить возможность заниматься музыкой всем детям, это облегчит им развитие на протяжении всей жизни.
* Подробнее смотрите Карл-Йохан ФОРСС. Настройка пианино и роялей. Пер. с нем. Клопов В.А. — М.: ИП Броканова М.Э. 2009 — 256 с.: ил.
А в идеале игрой на пианино нужно заниматься до глубокой старости, лет до 90. И позже: