My-Piano.Ru

Настройка роялей и пианино

Классические и современные способы настройки. Сотни видов всевозможных систем темперации. Новый подход в использовании равномерно темперированного строя. Темперация октавы и интерференция в унисонах как художественное средство.

Область компетенции

Звук фортепиано в его целостном, упорядоченном и многообразном проявлении

Даже в профессиональной среде о настройке ходит огромное количество мифов

А ведь всё так просто

Есть звук фортепиано с его хорошо прослушиваемым спектром гармоник (обертонов, частичных тонов), в частности соотношение которых по высоте и громкости определяет его неповторимый тембр. Есть биения (интерференция), возникающие при звучании различных интервалов в результате взаимодействия тех или иных гармоник обоих тонов. Есть обычный человеческий слух, способный это акустическое явление услышать и оценить (в противном случае настройка делалась бы не для музыканта и слушателей). Кроме того, есть тюнеры и программы, в кои-то веки научившиеся фиксировать и анализировать этот спектр гармоник (по сути дела анализировать биения).
Наконец, есть всевозможные бесчисленные варианты организации звуков в так называемые системы темперации (создаваемые музыкантами и композиторами на протяжении многих столетий — до появления равномерной темперации, во время и после, вплоть до наших дней), и еще различные варианты настройки таких табуированных интервалов как октавы и унисоны.
Сложности начинаются в реализации того или иного плана по настройке фортепиано, и в его адаптации к конкретному инструменту и акустическим характеристикам помещения. Но это уже кухня и проблемы фортепианного мастера.

Настроечный ключ

Есть лишь один-единственный физический параметр, на который можно влиять с помощью настроечного ключа — высота звука (сила натяжения струны). Совокупность и сочетание высоты звука всех струн выражается в виде системы темперации, степени расширения октав, точности унисонов и высоте строя.

Слух, знания и опыт

Являются основой для создания и моделирования различных видов настройки, затрагивающей все существующие параметры и отвечающей конкретным поставленным целям и задачам.

Мир безграничных возможностей
современной настройки

01

Норма

Классическая стандартная настройка

Применение современных общепризнанных стандартов звучания. Использование максимальной оптимизации всех ключевых параметров настройки исходя из особенностей конкретного инструмента. Бережное индивидуальное отношение к каждому инструменту и нетривиальный творческий подход в достижении всех поставленных целей. Устраивает подавляющее большинство исполнителей, от любителей до гастролирующих профессионалов.

ПОДРОБНЕЕ

Данный вид настройки предполагает использование только стандартной равномерной темперации. Вариативность настройки октав ограничивается задачей только максимального сглаживания неровностей в регистрах (особенно актуально для малогабаритных инструментов). Настройка унисонов также стандартизирована и ограничивается общепризнанными рамками. Применяется эталонная высота строя. Подобный вид настройки может стать оптимальным решением для абсолютно любого инструмента. Но то, что удовлетворяет подавляющее большинство, не обязательно должно быть вашим решением — возможности современной настройки не ограничиваются стандартными параметрами.

02

Изыск

Продвинутая
современная
настройка

Выход за общепризнанные рамки настройки октав. Совершенно новый подход к использованию равномерной темперации.

ПОДРОБНЕЕ

Благодаря своей гибкости равномерная темперация позволяет без ущерба для общей равномерности всего строя инструмента целенаправленно изменять стандартное звучание тех или иных интервалов.
На малогабаритных инструментах данная технология используется скорее как поиск компромисса в звучании самой октавы и заполняющих ее интервалов. На полноразмерных инструментах используется как художественный прием и возможность сделать акцент на более чистом звучании тех или иных приоритетных интервалов (впрочем, не без ущерба чистоте остальных, второстепенных).
Я использую шесть различных вариантов темперирования октавы, что дает плавное, но заметное на слух изменение всей системы. Сюда входит и популярная настройка Бернхарда Штоппера, и крайние предельные варианты сужения и расширения октав: настройка с чистыми квартами и чистыми квинтами соответственно.

03

Знаток

Неравномерные системы темперации

Свыше 1500 видов исторических и современных неравномерных 12-ступенных темпераций. Плюс эксклюзивная настройка с применением неравномерных систем, созданных вами.

ПОДРОБНЕЕ

При использовании незнакомых для заказчика неравномерных темпераций перед непосредственной настройкой всего диапазона инструмента возможен «предпоказ» — демонстрация особенностей данной темперации на части диапазона.
Применяется щадящая технология изменения старой темперации на новую в несколько этапов. Все виды темперации применяются с учетом состояния и особенностей конкретного инструмента. Возможна необходимость изменения эталонной высоты строя, чтобы избежать излишних нагрузок на опорные конструкции инструмента.

04

Ценитель

Унисоны с интерференцией

Настройка унисонов с равномерно изменяющейся интерференцией (биениями) по всему диапазону инструмента как часть художественного замысла.

ПОДРОБНЕЕ

Используемая технология равномерной настройки унисонов с заданной величиной интерференции при безупречной темперации и правильно подобранном расширении октав позволяет инструменту даже при крайних значениях интерференции звучать не фальшиво, а эстетично. А незначительные ее величины придают звучанию характерное оживление и дыхание.
Пользуется спросом в среде профессиональных музыкантов, композиторов. Также этот прием необходим во многих жанрах (например, хонки-тонк), для создания атмосферы эпохи тапёров и т.п.

05

Эстет

Стилизованная настройка

Продуманные шероховатости в точности темперации, октав и унисонов.

ПОДРОБНЕЕ

Придание звучанию потертости годичной, пяти-, десятилетней давности.
В умеренном варианте (когда продуманные отклонения затрагивают главным образом точность самой системы темперации) подходит музыкантам, которым по каким-либо причинам не нравится современная ультрастерильная настройка. В крайних проявлениях зачастую находит применение в кинематографе.

Виртуоз

Под ваш вкус и репертуар

Подбор и всевозможные комбинации всех вышеперечисленных приемов настройки для создания неповторимого звучания инструмента, отвечающего запросам конкретного исполнителя с его задачами и репертуаром.

С вашим фортепиано работает

Виталий Кукушкин

Настройщик

Музыкальное образование и более 15 лет опыта в настройке.

Люблю хорошие инструменты, сложные задачи и клиентов, которые хотят чего-нибудь эдакого.

Не перестаю удивляться загадочной таинственности, которую имеет профессия настройщика в России. Сильнее удивляюсь только узкому ассортименту предлагаемых видов настройки. По мере сил исправляю ситуацию.

А в чемодане то, что необходимо настройщику в работе, одним настроечным ключом не обойтись никак ☛

WhatsApp / Telegram / +7 (916) 300-2-800

что-где-когда

Частые вопросы

Сколько это всё стоит?

Классическая стандартная настройка — 5тр.
Остальное — 10-15тр в зависимости от задачи и инструмента.
Настройка «Виртуоз» под ваш вкус и репертуар обсуждается отдельно.

Работаете только в Москве?

Чаще всего. Но бывают исключения, связанные с интересной задачей/инструментом. Или с непреодолимым желанием заказчика.

Как настраиваете?

Я владею всеми известными способами настройки: от классического способа по биениям в обертонах до использования тюнера и самых продвинутых программ и приложений по настройке.
Приоритетной, конечно, остается слуховая настройка — не слыша то, что слышали века эдак с VI до н.э. со времен Пифагора Самосского, трудно претендовать на звание настройщика. Тем более будет трудно понять и оценить, например, красоту и силу доводов музыкантов-теоретиков Возрождения и барокко, отстаивающих так называемые нерегулярные или «переходящие» системы темперации, в которых, как известно, каждая тональность звучит по-разному.
Но в ряде случаев, — особенно когда предлагаешь свыше 1500 видов настройки или эксклюзивную настройку, созданную самим заказчиком, — без использования технических нововведений трудно обойтись. Тут и приходит на помощь тюнер и программы, с помощью которых достаточно настроить всего лишь зону темперации, а уже все остальное на слух, по старинке.
Тюнер — полезная вещь, но нужно знать, то есть слышать, область его компетенции и применять его целесообразно. В противном случае, когда вся настройка осуществляется по тюнеру настройщика и затем ее качество перепроверяется тюнером музыканта (довольно частая ситуация), логичным завершением должна стать картина, когда на данном инструменте играет тюнер, а слушают его исполнение и по достоинству оценивают качество настройки другие братья-тюнеры.

Насколько точна ваша настройка?

Ровно настолько, насколько качественен инструмент. Слуховая настройка по биениям дает возможность контролировать изменение высоты настраиваемого звука меньше величины одного цента (в унисонах даже до 0.1 цента). Как понимаете, это сопоставимо с точностью тюнеров и специализированных программ и приложений по настройке. Но контролировать — не значит настраивать, все зависит от состояния самого инструмента: где-то эта точность осуществима, где-то это только предмет мечтаний. Поэтому, если есть возможность стать обладателем качественного инструмента, сделайте это. Помимо высококлассных игровых характеристик вы получите и весь арсенал современной настройки.

Сможете доказать качество вашей настройки?

С удовольствием, это отдельная услуга — объяснение и демонстрация качества проделанной работы. Она необходима в том случае, когда заказчик не в состоянии оценить настройку на слух или у него появляются некоторые замечания, или его тюнер (возможно, гитарный) банально не согласен с качеством моей настройки.
И делается это вовсе не с помощью супернавороченного тюнера, от вида которого готов дрогнуть любой… инструмент, а с помощью одного нехитрого, но слегка модернизированного метода великого Галилея. Который (метод) позволяет даже не музыканту за считанные минуты услышать так называемые «биения» в ключевых интервалах настройки: квинтах, квартах, секстах и терциях. Услышав их, легко будет оценить равномерность или особенности неравномерности той или иной системы темперации и понять ее принципы и особенности.
Важно! Всех желающих подобным способом погрузиться в мир биений и интерференции сразу предупреждаю, что первое время эти биения будут буквально преследовать на каждом шагу. Живой инструмент или запись, качественные динамики или простенькие наушники, каждое звучание фортепиано будет напоминать о «несовершенстве» любой настройки, ведь таковы физические законы нашего мира.
Но есть и хорошие новости. Во-первых, это со временем проходит. А во-вторых, в ваших руках появляется один из нескольких ценных ключиков к пониманию основ настройки и возможность без каких-либо тюнеров на слух проверить качество настройки. В том числе и качество моей работы, что, как понимаете, только в моих интересах.

Зачем нужны эти неравномерные темперации, ведь Бах своим ХТК всё объяснил?

Вынужден вас разочаровать, но точных доказательств, что своим «Das Wohltemperierte Clavier» И.С.Бах отстаивал особенности настройки именно равномерной темперации не существует. Об этом свидетельствуют современные иностранные исследования и работы по теме.
Большинство авторов склонно считать, что под названием «Хорошо темперированный клавир», которое Бах дал своему первому сборнику клавирных прелюдий и фуг, композитор подразумевал настройку инструмента с применением одной из многочисленных неравномерных темпераций («хороших темпераций») своего времени, позволяющих при этом с успехом играть во всех 24 тональностях.
И вообще, равномерная темперация, получив известность уже с начала XVI века, вовсе не воспринималась музыкантами как некое ноу-хау, наконец-то устранившее все имеющиеся проблемы, связанные с несоизмеримостью натуральных форм главных интервалов музыки, и сделавшее жизнь раз и навсегда лучше. Веками об РТС музыканты знали, но все-таки делали выбор в пользу неравномерных темпераций. И не из-за ограниченности своего слуха, а наоборот — они прекрасно слышали и понимали нюансы той или иной темперации. Выбор был не за РТС, поскольку сама музыка того времени с ее особенностями и музыкальными приемами не требовала приносить в жертву более интересное звучание неравномерного строя ради тотального равенства и всеобщей равномерности.
Сейчас, конечно, всё унифицировано, проще и скучнее — большинство музыкантов даже не задумываются о том, в каком строе они хотят играть на своем инструменте. Нам предстоит исправить это историческое недоразумение вместе!

Поднимите/опустите общий строй?

Да.
Если речь не идет о давно ненастраиваемых инструментах, где может потребоваться настройка с поднятием строя на полтона и выше, серьезное изменение высоты строя часто просят специалисты по аутентичному исполнению. Тут используются общепризнанные стандарты в 430Гц и 415Гц для музыки классицизма и барокко соответственно. В каждом случае сначала оценивается состояние инструмента и его возможность к такого рода изменениям, а после применяется специальная щадящая технология настройки в несколько этапов.
Нужно отметить, что общая высота строя инструмента не должна рассматриваться как параметр, произвольно изменяемый по желанию заказчика — ведь на стандартную величину строя закладывается производитель (фабрика). Сильное изменение этой величины может не только нарушить стабильность настройки, но и привести к более серьезным последствиям.
Хотя повышение строя действительно само по себе придает яркость и эффектность исполнительскому стилю, ориентированному на большие концертные залы. И тут оркестровый строй в 442Гц — 445Гц уже никого не удивит, тем более, что это предельные значения для строя современного фортепиано, превышать которые не рекомендуется.
Также изменение эталонного значения строя, только уже в сторону понижения, может потребоваться при использовании некоторых неравномерных темпераций для стабилизации общей нагрузки на опорные конструкции инструмента.

Настроете в унисон два инструмента?

Конечно. Настройка в унисон двух или большего числа инструментов для фортепианного дуэта, трио и т.д.
Возможна также настройка фортепиано для игры в ансамбле с синтезатором и прочей подобной электроникой. В этих случая необходимо применять особую математически выверенную настройку без учета естественного расширения октав фортепиано, связанного с присущей любому «живому» инструменту негармоничностью струн. В противном случае точность унисонов между разными типами инструментов будет неудовлетворительной, а в данной ситуации, как правило, это бывает важнее чем равномерность самого строя.

Занимаетесь ремонтом и реставрацией?

Реставрацией никогда, серьезным ремонтом — практически никогда. При этом любая настройка почти всегда включает в себя чистку, мелкий ремонт и незначительную регулировку механики.

Блог

Заметки о фортепиано

Польза игры на фортепиано

Польза игры на фортепиано

О пользе музыки для детского развития есть множество исследований*. Музыка улучшает социальную адаптацию и развивает интеллектуальные способности, в том числе способности к обучению и к языкам. Пианино - обязательный инструмент для начинающего музыканта, отлично...

Чем отличается рояль от пианино

Чем отличается рояль от пианино

Такие слова как пианино, рояль и фортепиано зачастую перемешаны в сознании людей, хотя на самом деле все очень просто: фортепиано это и есть тот самый клавишный струнный инструмент, в котором звук возникает за счет удара...

Устройство пианино

Устройство пианино

Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало...

Устройство рояля

Устройство рояля

Мы все привыкли к тому, что устройство рояля хоть и замысловато, но стандартно. Ведь рояль – это большой черный (белый) ящик, который всегда черный (белый), всегда одной и той же формы, и звучит везде одинаково на всем земном шаре. Однако, подобная ситуация сложилась...

Фортепиано Российской Империи

Фортепиано Российской Империи

Краткий исторический очерк о великих фабриках по производству фортепиано в Российской Империи. К сожалению, ни фортепиано, ни его предшественники – органы, клавикорды, клавесины и прочие клавишные инструменты, – не были изобретением русских мастеров и прямым...

Как делают фортепиано

Как делают фортепиано

Крайне привлекательный в своей подробности материал о том, как делают фортепиано. Специально для тех, кто хочет узнать кучу новых слов, посмотреть картинки с фабрики и порадоваться тому, что пианино не нужно собирать своими руками, как мебель из IKEA. История...